Интервью с выпускником факультета «Т» МИФИ 1985 года, настоятелем столичного храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове протоиереем Сергием Тришкиным.

– Что было самым запоминающемся для Вас во время учёбы в МИФИ?

– Отложились в памяти ночные бдения за большими компьютерами в Информационном центре Гидрометцентра г. Москвы. Наша кафедра снимала там машинное время для того, чтобы можно было сделать большие расчёты по тем математическим моделям, которые мы обсчитывали. Надо было понять как всё это железо действует, какие перфокарты куда вставлять. Постоянно приходилось прибегать к мозговому штурму, чтобы кипа перфокарт, которая у меня была с собой в качестве моей программы, вошла туда и потом вышла в виде распечатки, на которой был бы виден какой-то результат. Сейчас подобная работа на обычных компьютерах заняла бы минут пять (при готовой программе немного отладить, запустить ее и обсчитать). А тогда для того, чтобы всё это сделать, нужно было учесть все тонкости, взаимодействие с другими программами, которые считал компьютер, занимающий, кстати, несколько комнат. И наши ребята с кафедры - студенты и аспиранты ночами этим занимались. Также помню, что на последних курсах были интересные лекции по теоретической физике. Чувствовалось, что это на переднем крае науки. Ну и, конечно же, то увлечение, которым сопровождалась вся моя учеба – занятия в секции альпинизма и соответственно поездки в горы. Наверно, больше всего осталось воспоминаний об общении с друзьями из альпинистской секции и о тех восхождениях, которые мы совершили (мы и сейчас продолжаем общаться).

– Не было ли страшно? Какую самую большую высоту Вы покорили?

– В альпинизме высота не так важна, важна категория сложности. Может быть высота небольшая, но скала сложная – отвесная стена. Самая сложная – 5А в Фанских горах на Памире. А самая высокая гора – Эльбрус.

– Как состоялась Ваша встреча с Богом?

– МИФИ сыграло в этом большую роль, т.к. научило думать, мыслить, структурировать свои мысли, доводить их до логического конца. Именно это, наверное, помогло в размышлениях о жизни. Занятия альпинизмом воочию показали, что жизнь конечна. На твоих глазах погибают люди, их земная жизнь кончается. А люди – замечательные, лучше меня во всех отношениях: и в душевном, и в интеллектуальном, и в спортивном. Задаёшь вопрос: «А для чего они жили?». И начинаются размышления – для чего мы живём? Для того, чтобы залезть на более высокую или более сложную вершину? Залезешь, хорошо, но есть предел всему этому. Наука – там тоже виден конец того, до чего ты можешь дойти в течение своей земной жизни. Может быть, я не готов был посвятить свою жизнь науке, но мне был виден конечный результат моего жизненного пути в этом направлении. Поэтому рассуждения о жизни продолжались. Я думал, анализировал, знакомился с разными взглядами на смысл жизни. А потом соприкоснулся с Церковью, церковными людьми. Раньше с такими людьми не общался, а в какой-то момент (Господь выбрал этот момент) я познакомился с человеком, который был явно умней меня, явно образованней меня, и он ходил в ту церковь, которая в моём восприятии была церковью бабушек, чем-то архаическим, что выключено из жизни. Человек, закончивший МГУ, посвятил себя церковной жизни. Стало интересно с ним поговорить: «Как же так?». Когда с ним поговорил, стало ясно, что такое церковь и Кто такой Христос, для чего Он пришёл и как это относится ко мне. И оказалось, что ко мне это относится совершенно непосредственно.

Основа встречи с Богом — это честные размышления и встреча с человеком. Известный ныне здравствующий старец схиархимандрит Илий говорит простые вещи: «Есть Бог, есть вечность, есть бессмертие души». Если вы честно об этом задумаетесь и не согласитесь, то тогда вам придется согласиться, что земная жизнь бессмысленна. А если вы с этим согласитесь, то, честно размышляя, вы придете ко Христу. Когда к этому пониманию приходишь, тогда начинается предметный поиск. По милости Своей Господь привел меня в Православную Церковь без всяческих метаний по восточным культам и инославным исповеданиям. Стало ясно, что я нашел то, ради чего стоит жить. И жизнь органически повернулась так, что уже захотелось (по навыку, полученному в МИФИ) докопаться до конца. Следующей целью стало поступить в семинарию, чтобы изучить христианское учение и вжиться в жизнь Церкви, потому что христианство без Церкви немыслимо.

После семинарии начался путь священства, который (не знаю, хорошо ли, плохо ли?) прохожу.

– Опишите Ваш служебный день.

– У меня сейчас много административной работы, поскольку священноначалие возложило на меня курирование программы строительства «200 храмов» в Юго-Западном округе, поэтому приходится ездить, общаться с настоятелями этих храмов, подсказывать как решать проблемы, присутствовать на совещаниях разного уровня, писать отчёты по этой теме. Обычно с утра я иду в храм, отвечаю на почту (просматриваю и упорядочиваю ее), занимаюсь своей текущей приходской работой. Самое главное, конечно, общение с людьми, прихожанами. У всех свои проблемы, заботы. Решаю какие-то вопросы постройки, потому что храм у нас тоже строящийся, причем как всегда при недостатке средств. Общаюсь со спонсорами, руководителями. Но это день, в который нет службы. Богослужение совершаю не каждый день, потому что трудно совместить богослужение и административную работу. В день, который служу литургию, как правило, я не занимаюсь больше никакими делами.

Продолжаю заниматься спортом. Если лето, то бег, если зима, то лыжи несколько раз в неделю по вечерам. Спорт – необходимый элемент, который при нашем городском образе жизни должен быть у каждого человека. Многие из моих друзей — спортсмены, лыжники и бегуны. У нас сложилась своя компания в Битцевском парке, в том числе мои прихожане и молодежь. Я считаю, что это один из вариантов миссии. Когда люди видят батюшку, к которому не подступиться — это одно, а когда видят, что он рядом с ними бегает, здоровается, то гораздо проще пообщаться, улыбнуться и, я думаю, Церковь для них становится не отчужденным институтом, а чем-то своим и близким.

Летом с воскресной школой мы ходим в походы. Сначала это были походы для детей с родителями на байдарках по рязанской речке Пре, потом был поход по Архангельской области по реке Ваймуга с заездом в монастырь преподобного Антония Сийского, потом всё-таки горы затянули: мы пошли на Хибины с заездом на Соловки. Это был и духовно, и физически насыщенный поход, который длился две недели. Съездили в Архыз, где после похода добрались до нерукотворного образа Христа на скале и посетили несколько древних аланских храмов. В этих походах участвовали подростки 14-16 лет и их родители. В этом году в конце июля мы с группой из 12 человек съездили в настоящие горы на Кавказ в альплагерь «Уллу-Тау» в Приэльбрусье. Мы с ребятами выполнили в этом путешествии нормы на значок «Альпинист России», что было не просто, потому что на зачетном восхождении была плохая погода: лупил град, снег, дул ветер. Тем не менее, всем очень понравилось.

– По физике не скучаете?

– Теперь я с ней соприкасаюсь только когда помогаю детям делать уроки.

– Кто были Ваши наставники?

– Я поступал в МИФИ в 1979 году, тогда казалось, что физика та наука, которая даст ответы на все вопросы бытия, сознания, может разложить всё по полочкам и всё станет ясно. Это было после всех успехов в физике, которые делали наши учёные: после атомных бомб, полётов в космос, ядерных реакторов. Мой отец преклонялся перед физикой как наукой (сам он занимался техникой), может быть, через него мне передался этот интерес. Потом, когда уже учился на кафедре прикладной математики, моим наставником был Николай Алексеевич Кудряшов (он до сих пор заведует кафедрой). Это под его руководством я занимался научной работой, в том числе расчётами на больших компьютерах в Гидрометцентре.

А в дальнейшем, я говорил, что встретил интересного человека. Он был выпускником географического факультета МГУ и уже учился на первом курсе семинарии. Андрей Воронин, потом он стал священником, уехал в город Нерехту под Костромой. Он стал директором детского дома для мальчиков, его тоже привлекло воспитание через экстремальные виды спорта. Он зашел со своими пацанами на Эльбрус и на пик Ленина. Воспитывал через бокс, единоборства и альпинизм и, кстати, успешно. Теперь он иеромонах Иоанн в монастыре Кутлумуш на Афоне. Мы в этом году к нему ездили. Там русских не очень постригают, но его постригли (он был уже маститым протоиереем). Восстановил арсану — пристань этого монастыря, сделал скит небольшой. Там сейчас подвизается несколько русских монахов, в том числе и он. Приезжают паломники. Это недалеко от Иверского монастыря.

Конечно, примером для меня был мой духовник – протоиерей Дмитрий Дудко (ныне почивший). Он наставил меня на тот духовный путь, которым я иду. Мы общаемся с его сыном протоиереем Михаилом Дудко, который сейчас тоже служит в Москве, поддерживаю связь с духовными чадами отца Дмитрия. Так что братство остается, мы помогаем друг другу, молимся.

– Чтобы Вы пожелали студентам-МИФИстам?

– Хотелось бы пожелать нравственной чистоты, чтобы она была лейтмотивом поведения. Потому что без чистоты нравственной нельзя достигнуть успехов ни в какой области, в том числе в интеллектуальной. И предельной честности во всех своих научных и жизненных рассуждениях. Чтобы не ограничивались полувыводами в своих рассуждениях, а доводили их до конца. Если человек искренне ищет истину, то он в конце концов встретит Бога. Это уже финальное пожелание — встретить Бога. Апостол Павел говорит, что через познание природы человек приходит к Богу. Физик, если он честный сам с собой и не зашорен идеологическими предрассудками, в конце концов увидит, что этот мир не мог просто так появиться и развиваться. Он может развиваться только под покровом какого-то Всемогущего и непостижимого нам разума. Но дело в том, что люди ограничиваются своей маленькой предметной областью, закрываются в своём мирке и больше ничего не видят. Надо задумываться о том, что наша земная жизнь конечна и для чего мы эту жизнь проживаем. Для чего мы живем – для того, чтобы получить максимум удовольствий, заработать побольше денег, достичь высот в своей карьере, а потом умереть или мы всё-таки живём для того, чтобы жить вечно, а наша земная жизнь была подготовкой к той вечной жизни, которую нам приготовил Бог.

Беседовала Наталия Федотова,
сотрудник кафедры теологии НИЯУ МИФИ